nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Categories:

Трамвайные СНиП или всё-таки антитрамвайные?

В сегодняшнем выпуске рубрики "Нормативная эволюция" рассмотрим наши любимые трамвайчики и то, "как они дотянули до жизни такой".
Как и в прошлый раз, красными пометками обозначены самые достойные внимания пункты и фразы.

Как известно, одним из серьёзных препятствий к развитию трамвая является наличие в нормативной документации крайне завышенного значения минимально допустимого расстояния до зданий. Однако, так было не всегда.

СНиП II-Д.7




Хотя по всей стране вовсю шел трамвайный погром ("хрущевский", хотя в Москве сие началось ещё при Сталине), нормы позволяли строить новые трамвайные линии в сложившейся застройке и тем самым переносить трамвайное движение с улиц с наиболее интенсивным пассажиропотоком на второстепенные улицы и задворки.
Правда, возвышенные посадочные площадки не допускаются.

СНиП II-Д.4-62

Важная оговорка, касательно ширины колеи. Ведь понятно, что представленные в нормативе численные значеия параметров относятся только к какой-то одной ширине колеи, в данном случае широкой русской. Но ведь, несмотря на стремление к унификации и массовую перешивку, и в 1962 г. (да и сейчас есть). Так что рассматриваемые здесь нормы никак не мешают и/или не помогают в развитии трамвайных линий другой ширины колеи.


П. 3.9 намекает, что разворотные кольца делать не обязательно. Можно и тупики, главное, чтобы с правым переходом.

Обратите внимание на уклоны. Вспомните, насколько изменилсямассовый подвижной состав трамвая за прошедшие годы (весьма слабо), и задумайтесь, насколько оправдано ужесточение требований...
И возвышать посадочные площадки стало можно.


Как видно, из таблицы 2 нормы минимально допустимых расстояний были дифференцированы в зависимости от характера расположения путей в плане и таким образом смягчены для участков пути, расположенных в кривых (увеличение, зависящее от радиуса кривой стало прибавляться не к норме для прямой, а к специальной норме для кривой). Т.е. это самый мягкий вариант среди рассматриваемых документов.

СНиП II-41-76

А вот и пресловутые 20 м проявились! Ужесточение антитрамвайной направленности появилось также в 1970-х гг., синхронно с антипешеходным. Совпадение? Или таким образом ускоряли приход коммунизма к 1980-му году, обещанный тем же Хрущёвым?
Также большим минусом стало внедрение в структуру СНиП II-41-76 конкретных технических решений по сооружению трамвайного пути, что в какой-то степени заморозило внедрение усовершенствований в этой области.

Краткая сопоставительная таблица

N п/п Параметр СНиП II-Д.7 СНиП II-Д.4-62 СНиП II-41-76 СНиП 2.05.09-90 и СП 98.13330.2012
1 Расстояние от оси пути до зданий в прямой 3,8 м до жилых и общественных; 2,8 м до нежилых 20 м до жилых и общественных (при этом допускается уменьшать до 3,8 м в существующей капитальной застройке); 2,8 м до нежилых 20 м до жилых и общественных (при этом допускается уменьшать только для реконструируемых линий по согласованию); 2,8 м до нежилых
2 Однопутные линии (для двухстороннего движения) Допускается Только в случае курсирования одного поезда
3 Одноуровневые пересечения Допускаются в исключительных случаях Не допускается
4 Радиус кривых 20 м 20 м, в стесненных условиях 18 м 30 м, в стесненных условиях 20 м 50 м, в стесненных условиях 25 м
5 Предельный уклон одновагонный поезд 90 ‰ 90 ‰ + 10 ‰ в исключительных случаях 60 ‰ (в исключительных случаях возможно увеличение до 90 ‰) 60 ‰ (только для реконструируемых линий в исключительных случаях возможно увеличение до 90 ‰)
двухвагонный поезд 80 ‰ 80 ‰ + 10 ‰ в исключительных случаях
трехвагонный поезд 60 ‰ + 10 ‰ в исключительных случаях
6 Эпюра шпал на пассажирских путях на совмещенном полотне 1680 шт. 1680 шт. 1680 шт. 1680 шт.
на обособленном полотне 1520 шт. 1520 шт. 1520 шт.
на собственном полотне 1440 шт.
7 Ширина самостоятельного земляного полотна однопутное 5,2 м 5,2 м 5,5 м (5,0 м в скальных грунтах)
двухпутное 8,4 м 8,4 м 8,8 м (8,2 м в скальных грунтах)
двухпутное с опорами в междупутье 8,8 м 8,8 м 9,15 м (8,55 м в скальных грунтах) 9,3 м (8,7 м в скальных грунтах)


В данной публикации обращено внимание только на некоторые моменты рассматриваемых документов, они достаточно объёмные, и искать десять отличий в низ не так легко. При этом СНиП II-41-76 во многом похож на СНиП 2.05.09-90, хотя и имеет ряд "анахронизмов" оставшихся от предыдущих более лояльных к трамваю в историческом центре версий норматива, а СНиП 2.05.09-90 и СП 98.13330.2012 содержат незначительное количество отличий (можно смотреть тут).

Tags: аналитика, городской транспорт, история, нормативная эволюция, трамвай
Subscribe

promo nkps september 27, 2016 18:08 2
Buy for 10 tokens
Недавно выяснилось, что замечательная страничка с архивными расписаниями, на которую я как-то давал ссылку под номером 2 по какой-то причине канула в лету. В виду того, что привычка скачивать и пересохранять - очень полезная штука имеется замечательная возможность перевыложить некоторые из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments