nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Categories:

Про классификацию железных дорог

Рассмотрим такой вопрос, как классификация железных дорог. А точнее критерии этой классификации. Сразу скажу, что в СНиП численные значения параметров менялись достаточно резко.



СНиП II-Д.1-62



Вскоре, категорий стало четыре, а потом и пять.





Таблица – Граничные значения параметров для целей категоризации железных дорог

N п/п Нормативный документ Параметр Категория
Особ. I II III IV
1 СНиП II-Д.3 Расчетная годовая грузонапряженность нетто в грузовом направлении на пятый год эксплуатации, млн. ткм/км в год Более 3—4 До 3 не норм.
2 Расчетная годовая грузонапряженность нетто в грузовом направлении на далекую перспективу, млн. ткм/км в год не норм. Свыше 3 До 3
3 Прирост грузонапряженности нетто в среднем в год, млн. ткм/км Более 0,3—0,4 не норм. не норм.
4 Размеры пассажирского движения на пятый год эксплуатации, пар поездов в сутки Более 5—7 не норм. не норм.
5 СНиП II-Д.1-62 Расчетная годовая грузонапряженность нетто в грузовом направлении, млн. ткм/км в год Свыше 10 Свыше 3 до 10 Свыше 2 до 3 До 2
6 Прирост грузонапряженности нетто в среднем в год, млн. ткм/км Более 0,8—1 0,2—0,8 Не более 0,2 не норм.
7 Размеры пассажирского движения, пар поездов в сутки Более 8—10 (кроме пригородных) не норм. Не более 3 не норм.
8 СНиП II-39-76 Расчетная годовая грузонапряженность нетто в грузовом направлении на пятый год эксплуатации, млн. ткм/км Свыше 12 Свыше 7 до 12 Свыше 3 до 7 До 3
9 Расчетная годовая грузонапряженность нетто в грузовом направлении на десятый год эксплуатации, млн. ткм/км Свыше 20 Свыше 10 до 20 Свыше 5 до 10 До 5
10 Размеры пассажирского движения, пар поездов в сутки Свыше 12 (кроме пригородных) или свыше 50 5—12 (кроме пригородных) Не более 4 (кроме пригородных) не норм.
11 СНиП 32-01-95 и СП 119.13330.2012 Расчетная годовая приведенная грузонапряженность нетто в грузовом направлении на пятый год эксплуатации, млн. ткм/км Свыше 50 Свыше 30 до 50 Свыше 15 до 30 Свыше 8 до 15 До 8


Величина грузонапряженности для одной и той же категории выросла на порядок. При этом то, что в 1950-х гг. было высшей категорией в конце концов к 1990-х гг. стало низшей. Данное явление затрудняет сопоставление объемов инвестиций  и материальных затрат на железнодорожное строительство на длительном историческом этапе, даже если будет известна категория линии по проекту. Кроме трудности в отсутствии  необходимых статистических данных за советский период (в отличие от раннего периода строительства железных дорог), добавляется и потребность в пересчете сопоставимый вид.

Кстати, в настоящее время железные дорогис грузонапряженностью менее 8 млн. ткм/км относят к малоинтенсивным и всерьёз планируют их закрытие. Но полвека назад дороги с такой грузонапряженностью согласно нормам вполне можно было строить с нуля. При этом в ту же эпоху железнодорожная сеть была высоко рентабельна. А теперь, после 15 лет непрекращающихся реформ, только и слышно об убыточности. Так всё ли в порядке в "датском королевстве"?

Tags: аналитика, железнодорожный транспорт, инфраструктура, история, нормативная эволюция
Subscribe

Posts from This Journal “нормативная эволюция” Tag

promo nkps september 27, 2016 18:08 2
Buy for 10 tokens
Недавно выяснилось, что замечательная страничка с архивными расписаниями, на которую я как-то давал ссылку под номером 2 по какой-то причине канула в лету. В виду того, что привычка скачивать и пересохранять - очень полезная штука имеется замечательная возможность перевыложить некоторые из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments