nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Category:

История нумерации поездов (часть 1)

Данный пост является попыткой собрать воедино, всё что пока мне известно относительно эволюции системы нумерации поездов на отечественных железных дорогах. Правда, в процессе написания возникло больше вопросов, чем было получено ответов, но этот немалый труд не должен пропасть зря.
К сожалению, для раннего этапа для исследования в достаточной мере доступны лишь пассажирские поезда, упоминаемые в общесетевых расписаниях.
Помогло и интересное обсуждение данной темы, которое можно увидеть тут.

Первые упоминания о системе ряд исследователей относят к концу XIX века "была введена система нумерации поездов, которая позволила осуществлять их специализацию, дифференцировать по скоростям движения и устанавливать старшинство". Но какой-либо конкретики мне пока найти не удалось.
Действительно, в расписании 1877 г. усмотреть стройную систему не представляется возможным, но всё же некоторые закономерности заметить можно. На большинстве дорог меньший номер соответствовал поезду более высокой категории в пределах дороги в следующем порядке курьерский, скорый, почтовый, пассажирский, товаропассажирский, смешанный, передаточный. Так же бросается в глаза, что почтовые поезда чаще всего имеют номер 3/4.
С увеличением числа поездов, бессистемность нумерации ещё разительнее бросается в глаза, поэтому о расписании 1907 г. трудно сказать что-либо определенное.
Не обходилось и без курьезов. Так Транссибирский поезд Москва-Курская-Иркутск шел от Москвы-Курской до Тулы-I-Курской под номером 17, хотя пригородные Москва-Серпухов имели номера 13, 15. Лишь по Туле-I-Курской этот поезд менял номер на 1.
Единой системы не существовало и в 1916 г., но опять можно проследить только общие принципы.
[1916]
Пассажирские и пассажирско-товарные

Курьерские...........................................1/2
Скорые...............................................1/2, 5/6
Почтовые.............................................3/4
Пассажирские.........................................7-20
Пассажирско-товарные, смешанные......................21-30
Пассажирские (пригородные), передаточные.............31-198, 901-910

Примечание: Под номером 1/2 есть и курьерские, и скорые поезда.




Диапазоны номеров, точнее сказать конкретные пары чисел, были определены лишь для поездов высших категорий. Но на основныых магистралях обращалось несколько пар поездов одной категории. Поэтому к номеру поезда прибавлялась одна (редко две) строчные буквы русского алфавита, как правильно выбранные по первой букве станции назначения. Системности заметно мало, диапазоны номеров весьма пересекаются.

По состоянию на 1922 г. можно выделить следующие закономерности.

[1922]Пассажирские и пассажирско-товарные

Скорые...............................................1/2, 5/6
Почтовые.............................................3/4
Пассажирские.........................................7-16
[Пассажирско-товарные, смешанные.....................17-30, 81-90]
[Пассажирские (пригородные)..........................31-80]
[Трудовые............................................151-158]
[Передаточные........................................101-120]

Примечание: Номера, выше 17, в разнобой занимают поезда пассажирско-товарные, смешанные, трудовые, пригородные, передаточные. Но № 21/22 как правило, принадлежал пассажирско-товарному поезду с наиболее длинным маршрутом, в том числе дальнего следования.


По состоянию на 1925 г. появилась новая категория поездов - ускоренные. Зато отсутствуют курьерские. Но литеры "к" и "с", оставшиеся с номерами соответствующих поездов без изменений, намекают, что какой-то "реформатор", скорее всего, решил переименовать "старые курьерские" в скорые, а скорые в ускоренные. Впрочем, вскоре всё вернулось на круги своя.

Любопытна и отдельная категория курортных спальных вагонов.

[1925]
Пассажирские и пассажирско-товарные

Скорые...............................................1/2
Почтовые.............................................3/4
Ускоренные...........................................5-10
Пассажирские.........................................9-20
[Пассажирско-товарные................................21-30, 501-598]
[Смешанные...........................................21-30, 120-139]
[Трудовые............................................23-40]
[Пассажирские (пригородные)..........................41-198]
[Передаточные........................................61-64, 101-119]

Примечания: 1) Под номером 9/10 есть и ускоренные, и пассажирские поезда. 2) Остальные номера, выше 21, в разнобой занимают поезда пассажирско-товарные, смешанные, трудовые, пригородные, передаточные. Но № 21/22 как правило, принадлежал пассажирско-товарному поезду с наиболее длинным маршрутом, в том числе дальнего следования.


По состоянию на 1928 г.
[1928]
Пассажирские и пассажирско-товарные

Курьерские...........................................1/2
Почтовые.............................................3/4
Скорые...............................................5-10
Пассажирские.........................................11-20


Коренное изменение этой системы произошло в 1929 г., с тех пор литеры и дополнения bis не встречаются.

[1929]Пассажирские и пассажирско-товарные

Курьерские...........................................1-4
Скорые...............................................5-40
Почтовые.............................................41-60
Пассажирские.........................................61-80
Пригородные..........................................101-298
Пассажирско-товарные.................................81-90
Передаточные.........................................91-98, 6001-6098



На узкоколейных ветвях, показанных в Указателе путей сообщения зимы 1929-1930 гг., применялась и нумерация, отличная от общепринятой. Так пассажирско-товарные поезда на Юго-Западной дороге имели номера 2011/2012 и 5001/5002. На Урицкой (бывш. мальцевской) ужд ещё применялась старая система и пассажирско-товарные имели номера 21/22 и 23/24, а почтовый 3/4.
Среди "ширококолейных странностей" замечен пассажирский поезд № 931/932 Днепропетровск-Новомосковск.

В 1930 гг. передаточные поезда имели номера в интервале 451-498, воинские 501-598.

На основе заметки "Как нумеровались поезда НКПС в 1937 г.?" и анализа указателей путей сообщения и служебных расписаний Рязано-Уральской дороги удалось собрать первую достаточно полную систему нумерации. Есть основания предполагать, что она использовалась с 1930 г.
[1930-е]
Пассажирские и пассажирско-товарные

Курьерские и экспрессы...............................1-4
Скорые...............................................5-40
Пассажирские ........................................41-70
Почтовые.............................................71-98
Пригородные..........................................101-398
Пассажирско-товарные.................................401-450
Передаточные.........................................451-498

Воинские                                             501-598

Товарные

Ускоренные общесетевого расписания...................601-698
Общесетевого расписания..............................701-898
Участковые...........................................901-1 098
Сборные .............................................1 101-1 198

Хозяйственные                                        1 301-1 398

Локомотивы (в т.ч. с попутным поездом)               1 501-1 598


Хотя не обходится без исключений: встречаются пассажирско-товарные поезда с номерами 601-610 (Рязано-Уральская дорога
В расписании 1934 г. замечена особая категория поезда "Люкс" (Москва-Тифлис 1/2), курсировавшая один раз в неделю на одной нитке со скорым поездом 31/32.

В расписании 1940 г. года отсутствует упоминание пассажирско-товарных и передаточных поездов.

[1940]Пассажирские

Курьерские и экспрессы ..............................1-4
Скорые...............................................5-40
Пассажирские ........................................41-70, 401-498
Почтовые.............................................71-98
Пригородные..........................................101-398



С расписания 1946 г. исчезли почтовые поезда.

[1946]Пассажирские и товаро-пассажирские

Курьерские...........................................1-4
Скорые...............................................5-40
Пассажирские ........................................41-98
Пригородные..........................................101-498
Товаро-пассажирские..................................501-598



В расписании 1949 г. отдельно появилась категория экспрессы.
[1949]
Пассажирские и пассажирско-товарные

Экспрессы............................................1-6
Курьерские...........................................7-12
Скорые...............................................13-40
Пассажирские ........................................41-100
Пригородные..........................................101-498
Пассажирско-товарные.................................501-598



Расписание 1956 г. уже более привычно нам. Поезда товарные превратились в грузовые.
[1956]
Для графика движения поездов на
железных дорогах СССР принята на
1956 г. следующая нумерация поездов:

Пассажирские

Курьерские...........................................1—4
Скорые...............................................5—40
Пассажирские.........................................41—100
Пригородные .........................................101—698

Грузо-пассажирские и людские

Грузо-пассажирские для перевозки пассажиров по
билетам с прицепкой к поезду грузовых вагонов до
полного веса состава.................................701—748
Грузо-пассажирские — основная группа состава поезда
состоит из грузовых вагонов с прицепкой группы
вагонов для перевозки пассажиров по документам ......751—798

Ускоренные грузовые

Грузовые экспрессы из вагонов-ледников с
механическим охлаждением.............................801—818
Для перевозки молока.................................821—838
Для перевозки скоропортящихся грузов и живности .....841—898
Для перевозки грузов большой скоростью...............901—948

Грузовые общесетевого расписания

Отправительские, ступенчатые, технические маршруты и
сквозные поезда преимущественно дальнего рейса.......1 001—1 998

Остальные грузовые

Сквозные — дальние, следующие в пределах двух и
более дорог..........................................2 001—2 598
Сквозные — местные, следующие в пределах двух и
более участков дороги................................2 601—2 998
Участковые...........................................3 001-3 398
Сборные..............................................3 401—3 448
Сборные со сборно-раздаточными вагонами..............3 451—3 498
Вывозные и диспетчерские локомотивы..................3 501—3 698
Передаточные.........................................3 701—3 998

Локомотивы

Толкачи..............................................4 001—4 098
Одиночные локомотивы.................................4 301—4 398

Хозяйственные

Обкатка пассажирских составов, пробные поезда,
обкатка локомотивов..................................5 001—5 098
Автодрезины и мотовозы ..............................5 101—5 198
Хозяйственные поезда и поезда из арендованных
вагонов строительных и хозрасчётных единиц
Министерства путей сообщения.........................5 201—5 298
Поезда для перевозки воды по хозяйственным
документам...........................................5 301—5 398
Снегоочистители......................................7 001—7 098
Восстановительные....................................8 001—8 098
Поезда из порожних вагонов, следующих на заводы для
ремонта и переоборудования...........................9 001—9 098


Источник: Технический справочник железнодорожника. Том 13. Эксплуатация железных дорог, Трансжелдориздат, 1956; (стр. 234).
[То же в виде картинки]

Продолжение здесь.
Tags: железнодорожный транспорт, история, пассажирские перевозки
Subscribe

  • Небольшое сравнение

    По состоянию на 8 мая 2021 г. Смотрел на досуге расписание поездов и бросилось в глаза то, о чём слышал, но не замечал, не акцентировал внимание.…

  • Добби снова на арене цирка

    Или как наговорить на 20 минут ( ССЫЛКА), не приведя ни одного стоящего аргумента. Зато есть голимый кликбейт. Отмечу некоторые моменты в потоке…

  • О грустном

    "Разница между положением колхозника в 1950 г. в русских областях и между положением такого же "типа колхозника" - она…

Buy for 20 tokens
Да-да, речь про помощника Навального, который сейчас находится в изгнании. (фото-скрин: Канал Навальный LIVE) Тут прям серия настоящих шедевров, вскрывающая правду про реальное отношение к нашей стране. Благодарить за такое нужно наших пранкеров Вована и Лексуса, Владимира Кузнецова и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments