nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Categories:

"Золотые паровозы" или золотая инфляция?

"Паровозы были заказаны по цене, примерно вдвое превышающей довоенную".
Н. Стариков, Кризис. Как это делается, стр. 114

Не так давно обнаружил статистическую информацию, которая несколько проясняет величину инфляции в Швеции в интересующий период. Но, к сожалению, не до конца.
Так как не указано в какой валюте посчитан указанный товарный индекс: в кроне золотом или в кроне банкнотами шведского банка, так как в 1914-1924 гг. размена банкнот на золото в Швеции не было. А вот инфляция была, как бы ни прискорбно об этом будет узнать "великому экономисту" г-ну Старикову.
Процитирую источник.

Во время мировой войны процесс инфляции имел место не только во всех воевавших странах, но и в некоторых нейтральных. В первых наблюдалась бумажно-денежная инфляция, протекавшая в общем так же, как и в ранее наблюдавшихся случаях. В нейтральных странах наблюдался процесс золотой инфляции, который, например, в Швеции привел к большому росту цен и к ажио на банкноты Шведского банка.
Цитата по: Финансовая энциклопедия под ред. И. А. Блинова и А. И. Буковецкого, Москва: Госиздат, 1924, стр. 418-419).

Прошу обратить внимание, что перед нами редкий случай, когда бумажная валюта ценилась выше металлической. Что для нашей цели весьма удобно, так как даёт оценку снизу. Если индекс в золотой валюте, то именно он нам и нужен, если же в бумажной, то индекс в золотой валюте был бы ещё выше.

В источники представлены три варианта товарного индекса, составленные разными организациями по различной выборке товаров.
По годам с 1913 г.



По кварталам 1920-1922 гг.



Пик обесценения шведской кроны приходится на середину 1920 г., затем наступает значительное её укрепление. Возможно, этим явлением можно объяснить так возмущающий разоблачителей факт образования денежных остатков от отпущенных лимитов, на которые Ломоносов и смог построить свои экспериментальные тепловозы.

28 января 1922 г. в телефонограмме Ломоносову Ленин отмечал: "Крайне желательно не упустить время для использования сумм, могущих оказаться свободными по ходу исполнения заказов на паровозы, для получения гораздо более целесообразных для нас тепловозов" (Ленин, ПСС, т. 54, стр. 145).

Стоит отметить, что индекс цен на паровозы, как дорогостоящие средства производства, мог значительно отличаться от среднего товарного индекса и, вероятнее, в меньшую сторону. Но в любом случае увеличение цены паровоза в золотом исчислении в результате мировой войны не может рассматриваться как чрезмерное и вопиющее. А уж тем более служить неким "доказательством" коррупции и/или работы Ленина на британскую разведку.

Несомненно, вопрос заказа паровозов в Швеции ещё ждёт своего беспристрастного и тщательного исследования. Надеюсь, что когда-то в светлом будущем историческая наука сможет поставить точку в этом заполитизированном сюжете.
Tags: история, финансы транспорта
Subscribe

  • Небольшое сравнение

    По состоянию на 8 мая 2021 г. Смотрел на досуге расписание поездов и бросилось в глаза то, о чём слышал, но не замечал, не акцентировал внимание.…

  • Комсомольская ложь

    Интересные у "комсомольцев" представления о работе общественного транспорта. Впрочем, разве по другим вопросам они не столь же…

  • Несколько цифр от "Ъ"

    " Евгений Дитрих также предложил — а Владимир Путин согласился — поддержать железнодорожные контейнерные перевозки субсидиями…

promo nkps september 27, 2016 18:08 2
Buy for 10 tokens
Недавно выяснилось, что замечательная страничка с архивными расписаниями, на которую я как-то давал ссылку под номером 2 по какой-то причине канула в лету. В виду того, что привычка скачивать и пересохранять - очень полезная штука имеется замечательная возможность перевыложить некоторые из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments