nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Categories:

А. Б. Вульфов "Повседневная жизнь российских железных дорог". Общая рецензия

Ознакомился с оказией с трудом А. Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог" и хочу высказать своё личное мнение по поводу прочитанного.
Сразу стоит оговориться о характере данного издания. Целевой аудиторией издания являются интеллигенты, в узком смысле этого слова. Автор сам является превосходным образцом такого интеллигента, не даром его приглашали рассказать о данной книге на "Эхо Москвы".
Книга может быть полезна для деятелей пера, не знающих о железной дороге ничего. Любителю же рельсового транспорта книга в целом принесёт мало пользы.
Ряд любопытных мало встречающихся фактов требуют перекрестной проверки и не стоят времени потраченного на ознакомление с массивом текста, обильно снабженного политическими размышлениями. Начинающему же своё ознакомление с миром железной дороги книга, по моему мнению, скорее вредна.
Исходя из поверхностного рассмотрения политических отступлений, может сложиться впечатление, что автор монархист, поборник русской старины. Но если вчитаться более внимательно, то становится ясно, что это не так. Натянутые сравнения советской России с дореволюционной используются непосредственно для удара по Советской Власти. Благостные эмоциональные дефирамбы РКПМ через несколько абзацев нивелируются более сухими, но конкретными фактами из той действительности. В них заметно знакомство автора с документами, чего не скажешь о высказываниях, касающихся советского периода истории нашей страны, основанных на легендах, слухах, домыслах, анекдотах и прочих интеллигентских кухонных байках.
"Насыпь железной дороги Норильск — Дудинка под летним солнцем всё меньше выталкивает на свет белые кости и черепа. Во время весенних паводков вешние воды всё меньше вымывают костей заключенных из-под горы Шмидтиха — „норильской гол-гофы“. "Нелепость, спешка, самодурство, неразбериха… ужас, нечеловеческие страдания… царство смерти и скорби… Под каждой шпалой череп и кости". Именно, такие цитаты приводит Вульфов в качестве иллюстрации своих слов.
Антисоветизм и русофобия как две головы одного Змея-Горыныча видны в обобщающих высказываниях, изображающих все периоды одинаково бесчеловечными, сумасбродными.
"Большинство безобразий при сооружении железных дорог в России связано не только с самодурством чиновных начальников и традиционным пренебрежением властей к трудовым сословиям, не только с обычными непорядками, в сущности, всякой российской стройки".
С одной стороны, в этом заметен и плюс, что автор трезво оценивает паскудный период ельцинизма-путинизма, когда варварски уничтожается рельсовый транспорт. Его нельзя упрекнуть в либерализме. С другой, автор сам роет себе могилу, ведь после таких обобщений его положительное отношение к богобоязненным душкам-купцам, дореволюционным интеллигентам высокого духа и культуры не воспринимаются всерьёз.
"...тогдашние капиталисты и банкиры были людьми все-таки просвещенными, а потому не способными на явные антинародные крайности. Общая культура их была весьма высока — а отсюда благотворительность, меценатство, порядочность в отношении партнеров, строительство школ и больниц, церквей и приютов, театров и народных домов, образование и воспитание рабочих. И огромная государственная поддержка, и поощрение за благотворительную деятельность в царской России. Наконец — общественная полезность результатов деятельности, несмотря на все издержки корыстолюбия".
Сложно поверить, что такие замечательные люди организовали беспредел, приведший "Россию к катастрофе 1917 года".
А.Б. Вульфов убежден, что причина не в "сугубо «нашенском» произволе начальства, унижениях да и самих условиях тяжелого и рискованного труда", а лишь "в малопонятных нелегальных книжечках, распространявшихся всякими потаенными людьми".
В целом политико-экономические воззрения автора лежат в типично интеллигентской стезе "чтобы у нас всё было и нам за то ничего не было": налоговые ставки сделать поменьше, льгот и социальных гарантий со стороны государства побольше.
Данное издание может служить примером как не надо писать об истории транспорта.
Весьма рад, что не купил её в своё время в бумажном виде. Нельзя такую писанину поощрять трудовым рублём.
Tags: железнодорожный транспорт, история, книги
Subscribe

promo nkps september 27, 2016 18:08 2
Buy for 10 tokens
Недавно выяснилось, что замечательная страничка с архивными расписаниями, на которую я как-то давал ссылку под номером 2 по какой-то причине канула в лету. В виду того, что привычка скачивать и пересохранять - очень полезная штука имеется замечательная возможность перевыложить некоторые из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments