nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Categories:

О чубайсятине и не только

Копирую целиком статью "Гудка", в которой декларируются в том числе этапные "успехи" в деле реформирования электроэнергетического комплекса по заветам Чубайса. Можно оценить, что уже сделано.

Также в этой статье приводится ряд статистических данных и долгосрочных планов стратегического характера (системы или шах, или ишак).

Энергетика стальных магистралей

Модернизация энергетического комплекса ОАО «РЖД» вызвана необходимостью усиления Восточного полигона

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» стоит сегодня на пороге системных преобразований. Этого в первую очередь требует принятая Правительством России стратегия реформирования электроэнергетического комплекса нашей страны. Кроме того, в электросетевом хозяйстве самой железнодорожной отрасли накопилось немало серьёзных проблем и задач, которые требуют незамедлительного решения. Об основных направлениях и этапах грядущих преобразований, а также о задачах, которые стоят перед отраслевыми энергетиками, «Гудку» рассказал директор по энергетическому комплексу ОАО «РЖД» Валентин Санько.

– Валентин Михайлович, что собой представляет энергетический комплекс ОАО «РЖД» и какие задачи перед ним стоят?
– Это мощная структура, в которую вошли три филиала: «Трансэнерго», Центральная дирекция по тепловодоснабжению и Дирекция по капитальному ремонту и реконструкции объектов электроснабжения и электрификации железных дорог. Плюс дочернее общество ОАО «РЖД» – ООО «Энергопромсбыт». Основным является электросетевой филиал «Трансэнерго», к которому с конца прошлого года присоединилось хозяйство электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры, – он обеспечивает более 85% всех перевозок по сети на основе электрифицированной тяги, а также оказывает услуги по передаче электроэнергии. Стоимость основных фондов «Трансэнерго» составляет более 420 млрд руб.
Главной задачей для энергетического комплекса компании является обеспечение бесперебойного перевозочного процесса на сети. И вторая важная задача, которая перед нами стоит, – передача электроэнергии сторонним потребителям: 41,5% электроэнергии, которая проходит через наши устройства, мы сегодня передаём внешним потребителям. Особенно актуально это для отдалённых регионов: Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, поскольку мы в тех краях зачастую единственные, кто может передать потребителям электроэнергию. И точно так же обстоят дела с тепловодоснабжением: мы обеспечиваем теплом и водой города и посёлки, расположенные вблизи железнодорожных магистралей, в том числе в отдалённых районах.

– Как проходит реформирование энергетического комплекса ОАО «РЖД»?
– Первый этап реформирования мы уже прошли. Он был связан с новым витком реформирования электроэнергетической отрасли в нашей стране на основе принятой Правительством России в 2013 году стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации. Дело в том, что вся электросетевая деятельность ОАО «РЖД», которую до этого вели различные по своему целевому предназначению структурные подразделения компании, требовала организации единого центра ответственности по координации и планированию этой деятельности, повышению её эффективности. Для решения этих масштабных задач и в соответствии с поручением президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова от 28 января 2016 года № ПП-11 структура хозяйства электрификации и электроснабжения была реорганизована с передачей функций и соответствующих активов в «Трансэнерго» – филиал ОАО «РЖД», который осуществляет свою деятельность в новом качестве с 1 октября 2016 года.
Этот филиал организует работу технических средств и объектов электроэнергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения перевозок, удовлетворяет потребности ОАО «РЖД» в электрической энергии, ведёт договорную работу с поставщиками и потребителями электрической энергии, производит технологическое присоединение сторонних потребителей к электрическим сетям компании и сетей ОАО «РЖД» к смежным сетевым организациям, а также осуществляет текущее содержание объектов электроэнергетической инфраструктуры компании.
В 2016 году утверждена энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги», где предусмотрены различные варианты совершенствования существующей системы энергообеспечения. В настоящее время осуществляется разработка новой финансово-экономической модели электросетевого комплекса компании.

– С реформированием энергетического комплекса связан ещё и целый узел нормативно-правовых вопросов, как с ними быть?
– Услуга по передаче электроэнергии для сторонних потребителей не является профильной для ОАО «РЖД». Это в конечном итоге и привело к ряду проблем в электроэнергетическом комплексе компании: несоблюдению в полной мере требований законодательства в части раздельного учёта по электросетевой деятельности и технологическому присоединению потребителей к электросетям и, как следствие, к неполному обеспечению потребностей в финансировании реконструкции и развития электросетей ОАО «РЖД». Но эти вопросы решаемы. И первым шагом на этом пути, повторюсь, стало создание филиала «Трансэнерго». Нам сейчас необходимо отработать с региональными комиссиями вопросы выполнения нами инвестиционных программ и освоения выделяемых средств. Что касается правового клубка проблем, это задача нашего управленческого учёта, поскольку в законодательстве детально расписано, как и что должно быть. Мы же должны показать региональным энергетическим комиссиям, какой объём электроэнергии идёт на тягу и прочие нужды внутри холдинга, а какой – на передачу электроэнергии по сети и на сторонних потребителей.
При рассмотрении возможных вариантов реформирования энергетического комплекса компании в ряде случаев возникает необходимость принятия соответствующих решений на уровне Правительства Российской Федерации и изменения действующих нормативных документов, так как в соответствии с постановлением «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД» такие объекты компании, как линии электроснабжения, тяговые и трансформаторные подстанции, линейные устройства, ограничены в обороте и не подлежат передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и тем более под залог.

– А как обстоят дела с модернизацией и обновлением основных производственных фондов?
– Износ основных фондов энергетического комплекса компании на начало 2017 года составил 49,2%. Поэтому мы приступили к разработке и утверждению ряда инвестиционных программ. Две программы уже утверждены и реализуются – это «Обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии» и программа по технологическому присоединению заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД». На очереди программы реконструкции опорного хозяйства, снижения технологических потерь, освещения станций, повышения надёжности внешнего электроснабжения, повышения надёжности оборудования 110–220 кВ тяговых подстанций. До конца года все эти программы должны быть рассмотрены и утверждены. А после этого можно будет приступать к проектированию.
Отдельно хочу остановиться на проекте программы снятия инфраструктурных ограничений. На сети железных дорог на наиболее грузонапряжённых направлениях есть ряд участков, где присутствуют так называемые лимитирующие зоны по хозяйству электроснабжения, которые не позволяют обеспечить требуемую пропускную способность. Это сложилось во многом исторически, так как система электроснабжения компании, аналогов которой, к слову, нет в мире, была построена при масштабной электрификации железных дорог в 60–80-е годы прошлого столетия и была рассчитана для обеспечения движения поездов весом 4,5 тыс. тонн с интервалом 15–20 минут. Однако сегодня требования как по массе поезда, так и по интервалам их следования значительно возросли.
В связи с этим специалистами «Трансэнерго» посредством технических расчётов были определены ограничения по устройствам тягового электроснабжения для пропуска грузовых поездов массой до 7100 тонн с интервалом попутного следования 10 минут на электрифицированных участках общей протяжённостью свыше 14 тыс. км. Окончательное же решение по объёмам, этапам модернизации и участкам железных дорог, требующим усиления, будет приниматься с учётом предложений хозяйств, обеспечивающих перевозки.
Хочу также отметить, что сегодня в ОАО «РЖД» проводится работа по подготовке масштабной программы электрификации железных дорог до 2050 года, в которой активно участвует «Трансэнерго». По заданию руководства компании в «Трансэнерго» определены предварительные параметры системы электроснабжения тяги поездов при электрификации участка восточной части Байкало-Амурской магистрали Таксимо – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань и прилегающих направлений, обеспечивающих связь с Транссибом.

– Валентин Михайлович, расскажите, как осуществляется взаимодействие электросетевого комплекса с ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» при реализации таких комплексных инфраструктурных проектов ОАО «РЖД», как проект развития Восточного полигона?
– Мы сейчас тесно работаем с ПАО «ФСК ЕЭС» при реализации всех без исключения комплексных проектов компании. Так, на Восточном полигоне для обеспечения перспективных нагрузок ОАО «РЖД» ПАО «ФСК ЕЭС» был сформирован инвестиционный проект, включающий строительство и реконструкцию 21 электросетевого объекта, который был синхронизирован по этапам и срокам реализации с соответствующим проектом ОАО «РЖД». Это позволит уже к 2020 году усилить внешнее электроснабжение объектов ОАО «РЖД» в зонах Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

– Система снабжения предприятий и структурных подразделений компании тепловой энергией также нуждается в совершенствовании и развитии?
– Да, это отдельный большой комплекс: по всей сети у нас имеются тепловые котельные, многие из которых также требуют модернизации. Поэтому сейчас существуют программы как по реконструкции всего этого хозяйства, так и по передаче части его объектов на баланс местных властей. Один из примеров – передача муниципальным властям котельной в Тынде. Задача в этом плане стоит так: там, где вообще нет своих источников тепла, а население в основном занято на железнодорожном транспорте, мы по-прежнему будем заниматься теплоснабжением населённых пунктов. А там, где железнодорожная инфраструктура потребляет меньше 50% тепловой энергии, мы должны отказываться от содержания котельных и передавать их в муниципальную собственность, как того требует законодательство. Цель при этом одна – максимально оптимизировать наши затраты. Взять ту же тындинскую котельную – мы от неё сегодня потребляем лишь около 30% вырабатываемой тепловой энергии, а остальные 70% приходится на население, промышленные предприятия и объекты городского хозяйства.

– Здесь, наверное, не на последнем месте и вопрос с неплатежами населения и других потребителей за использованную тепло- и электроэнергию?
– Задолженность за потреблённую тепло- и электроэнергию – это наша вечная проблема. По данным Росстата, в целом по России на 31 декабря 2016 года просроченная задолженность организаций за оказанные услуги по передаче электрической энергии остаётся на довольно высоком уровне – 56,8 млрд руб. Эта проблема существует и во взаиморасчётах потребителей с ОАО «РЖД»: просроченная дебиторская задолженность на 31 декабря 2016 года составила 219,2 млн руб. При этом отключение от сети должников по электроэнергии, а тем более по теплу, как вы понимаете, является немалой проблемой. Нельзя сказать, что вопрос этот не решается вообще. Но это очень долго, затратно и проблематично для нас: самый меньший срок по возмещению задолженностей – 10 месяцев, а бывает и так, что процесс растягивается на годы. Это отражается и на финансовом состоянии компании в целом. В «Трансэнерго» и Центральной дирекции по тепловодоснабжению организована системная работа по мониторингу исполнения контрагентами договорных обязательств, а также осуществлению комплекса мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направленных на взыскание задолженностей.

– Скажите, а на государственном уровне эта проблема поднимается, о ней знают?
– Конечно, знают. Периодически по этому вопросу проводятся совещания на самом высоком уровне, особенно в преддверии подготовки к зиме. Так, буквально месяц назад все эти вопросы в очередной раз поднимались на селекторном совещании в правительстве, посвящённом задолженностям населения по ЖКХ. Но тем не менее ситуация в этой сфере остаётся достаточно сложной. Возьмите любой регион – везде есть свои проблемы, и их достаточно много, в том числе с дефицитом бюджетов. Хотя вопросы теплоэнергоснабжения везде в приоритете.

– А какие регионы в этом плане наиболее проблемные?
– Можно сказать, весь Дальний Восток. Крайне негативная ситуация сложилась в Карелии и Бурятии. Хотя и в центральных регионах есть свои нюансы: они в первую очередь связаны с поставками тепла воинским частям с сопутствующими структурами, муниципалитетам, бюджетным организациям, объектам социального назначения. И несмотря на то что по закону всё это должно быть изначально заложено в бюджетах, на сегодняшний день почему-то не всегда так получается.

– Имеются ли, на ваш взгляд, в компании резервы для сбережения энергоресурсов?
– Отмечу, что в апреле разработаны и утверждены мероприятия по снижению затрат на электроэнергию и повышению доходов с учётом величины планируемой экономии электроэнергии в структурных подразделениях «Трансэнерго». Они включают в себя меры, направленные на экономию топливно-энергетических ресурсов, в том числе изменение схемы электроснабжения и режимов работы тяговых подстанций, замену выпрямительных агрегатов на тяговых подстанциях с 6-пульсовой на выпрямительные агрегаты с 12-пульсовой схемой выпрямления, замену ламп наружного освещения на светодиодные и т.д. Реализация этих мероприятий, по предварительной оценке, позволит осуществить экономию электроэнергии на тягу поездов в 2017 году в объёме более 30 млн кВт·ч.
А что касается компании в целом, считаю, что каждый отдельный филиал должен заниматься вопросами энергосбережения самостоятельно. Но мы, как организация, которая осуществляет снабжение электроэнергией ОАО «РЖД», конечно же, со своей стороны должны всё это держать под контролем: где допускается перерасход электроэнергии и какие ещё в этой сфере имеются узкие места. Поэтому считаю, что все программы по энергосбережению, которые ныне действуют в компании, чрезвычайно важны. И все они объединены в общей Программе энергосбережения – она ежегодно обновляется, уточняется и доводится до всех филиалов.

– Скажите, а помогает ли в энергосбережении система автоматического контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ)?
– Конечно, установка счётчиков АСКУЭ даёт колоссальный эффект по энергосбережению. По высокой стороне, то есть касательно внешних потребителей, основная масса счётчиков у нас уже внедрена. Кроме того, сейчас занимаемся оснащением измерительными комплексами точек поставки электроэнергии по границам балансовой принадлежности сетей низкого напряжения 0,4 кВ. Общий экономический эффект от внедрения АСКУЭ за период с 2018 по 2025 год по плану должен составить не менее 3,8 млрд руб.

– Валентин Михайлович, а что вы думаете о возможном использовании в компании возобновляемых источников электроэнергии, насколько это направление перспективно для ОАО «РЖД»?
– Все эти проекты должны рассматриваться экспертами и, если они нам выгодны, использоваться. Сейчас уже появились и новые, теплосберегающие материалы для строительства зданий, и совершенно другие источники энергии, такие как солнечные батареи, например. И конечно, всё это может использоваться при проектировании и строительстве производственных зданий и тех же вокзалов. Всё это, безусловно, нужно брать на вооружение. К слову, Дирекция железнодорожных вокзалов уже взяла эти проекты на проработку и начинает ими вплотную заниматься. Опыт показывает, что для стационарных потребителей небольшой мощности, таких как отдельные производственные или пассажирские здания, платформы небольших станций, возобновляемые источники электроэнергии вполне могут конкурировать с электроснабжением от внешних сетей. Но хочу подчеркнуть, что для обеспечения потребностей тяги должны использоваться только надёжные и проверенные источники электроэнергии. Ведь надёжное обеспечение перевозочного процесса, повторюсь, – это наша основная задача.

– Насколько эффективно сегодня взаимодействие с производителями и поставщиками электроэнергии? Даёт ли компании какие-либо преференции то, что ОАО «РЖД» является одним из крупнейших потребителей электроэнергии в стране?
– Основным поставщиком электроэнергии для ОАО «РЖД» сегодня является компания «Русэнергосбыт», которая поставляет более 80% потребляемой в холдинге электроэнергии. Считаю, что мы покупаем электроэнергию выгодно по сравнению с другими компаниями и предприятиями: цена одного киловатта на сегодня для ОАО «РЖД» в среднем составляет 3,15 руб. (средняя цена за 6 месяцев 2017 года), тогда как средний тариф на рынке уже достигает 5 руб. за киловатт электроэнергии. Это стало возможным благодаря тому, что «Русэнергосбыт» закупает для нас электроэнергию на оптовом рынке по гибким тарифам. Наша задача – и далее максимально оптимизировать закупки электроэнергии. И каждый год мы этот процесс совершенствуем, используя те изменения, которые появляются в законодательстве.

– Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» тесно связана с энергетической стратегией государства в целом. Скажите, а нужны ли какие-то дополнительные законодательные акты, чтобы придать ускорение их реализации?
– Считаю, что в первую очередь нужно усовершенствовать систему расчётов за поставленные топливно-энергетические ресурсы. Мы, как покупатели электроэнергии, чётко выполняем свои обязательства: сколько потребили, за столько и рассчитались, без всяких проволочек. Но в части взаимоотношений со своими потребителями, как по электроэнергии, так и по теплу, мы как поставщики имеем на сегодня ощутимые проблемы в виде долгов. И взыскание их забирает у нас очень много сил и средств. Поэтому пока мы не решим проблему погашения долгов перед компанией за потреблённую тепло- и электроэнергию, дальше поступательно двигаться не сможем. А это всё вопрос нормативно-правового регулирования. На сегодня все необходимые законы приняты, но при этом нужно грамотно пользоваться ими, подтягивать к их требованиям всю систему нашей деятельности. В том числе уже в ближайшем будущем, полагаю, мы должны будем сами участвовать в процессе закупки электроэнергии на оптовом рынке.

– Что, на ваш взгляд, может придать дополнительный импульс развитию железнодорожной энергетики?
– Думаю, что новый виток в совершенствовании энергетического комплекса компании будет непосредственно связан с развитием в нашей стране высокоскоростного движения. Ведь проекты строительства новых высокоскоростных магистралей обязательно включают в себя и проекты по их электрификации. И в них будут задействованы уже совершенно новые подходы и требования. А это разработка и применение современного оборудования и новых технологий. В этом и видится перспектива для дальнейшего развития энергетического комплекса ОАО «РЖД».

Беседовал Сергей Евсеев

ССЫЛКА
Tags: железнодорожный транспорт, пресса, электрификация
Subscribe

  • Хваленая советская безопасность движения поездов

    I Находясь там, я стал очевидцем и первого крушения поезда после открытия сквозного движения поездов по широтному БАМу. Крушение поезда произошло на…

  • Небольшое сравнение

    По состоянию на 8 мая 2021 г. Смотрел на досуге расписание поездов и бросилось в глаза то, о чём слышал, но не замечал, не акцентировал внимание.…

  • О грустном

    "Разница между положением колхозника в 1950 г. в русских областях и между положением такого же "типа колхозника" - она…

promo nkps september 27, 2016 18:08 2
Buy for 10 tokens
Недавно выяснилось, что замечательная страничка с архивными расписаниями, на которую я как-то давал ссылку под номером 2 по какой-то причине канула в лету. В виду того, что привычка скачивать и пересохранять - очень полезная штука имеется замечательная возможность перевыложить некоторые из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments