nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Category:

Читаю Кульжинского и о Кульжинском

Интересное международное сравнение начала прошлого века попалось. Оставлю его тут, чтоб не потерялось. Наглядно демонстрирует связь заработка и производительности труда.



Кульжинский Сергей Николаевич. Очерки хозяйства Юго-Восточных железных дорог, 1908, стр.23 (ссылка).

И там же немного неустаревающих сетований.

Железные дороги России обременены громадной отчетностью не только коммерческой, но и технической. Во исполнение различных циркуляров и распоряжений Министерства Путей Сообщения, равно и изданных в развитие и дополнение их разного рода приказов и циркуляров местных управлений, от линии и контор управлений требуется масса срочных донесений, иногда в весьма сложной форме, над которыми занято много служащих; учреждение районного комитета, например, потребовало усиления центрального управления Службы Движения Юго-Восточных жел. дор. почти на 5000 руб.
Спору нет, что всякое благоустроенное дело должно иметь благоустроенную техническую и коммерческую отчетность, но дело в том, что целая масса статистического материала и сведений собираются лишь для того, чтобы можно было сказать, что такого рода сведения собираются; никто и никогда этими сведениями не интересуется и не разрабатывает их, ибо они, никому не нужны.


Об авторе этих строк известно не так много. Процитирую некоторые отрывки из статьи старшего научного сотрудника ФГБУК ЦМЖТ России Сапарова Д.Д. "Жизненный путь инженера С.Н. Кульжинского (1874-1941 гг.)".

Сергей Николаевич Кульжинский (1874-1941 гг.) – инженер путей сообщения, выпускник Института инженеров путей сообщения (1897 г.), специалист в области строительства и эксплуатации железных дорог, директор правления акционерного Общества Юго-Восточных железных дорог, член секции научных работников Московского отделения НКПС. Автор более 20 научных трудов в области железнодорожной науки и техники. Проблема изучения личности инженера Кульжинского заключается в том, что в советской и постсоветской историографии о нём не было написано ни одной крупной статьи или научной монографии. Изучение его личности возможно лишь по сохранившимся документам, находящимся в фондах ФГБУК ЦМЖТ РФ, некоторым архивным материалам, хранящимся в РГИА и его личным опубликованным трудам. Сергей Николаевич Кульжинский родился в 9 января 1874 г.в семье прапорщика Николая Осиповича Кульжинского....

С.Н. Кульжинский активно занимался строительными работами по техническому переустройству станций Петроградского узла...

...Наиболее яркая страница в биографии С.Н. Кульжинского относится к его деятельности в составе Особой Высшей Комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России под руководством инженера-генерала Н.П. Петрова...

В начале 1920 г. он проходит переподготовку на Высших инструкторских курсах по подготовке агентов службы движения при НКПС, а 15 сентября 1920 г. получает должность члена Технического Совета НКПС в Москве...

В 1925 г. С.Н. Кульжинский состоял членом Правления Рязанско-Уральской железной дороги. 14 июля 1928 г. он становится членом правления Транспортного Потребительского Общества Октябрьской железной дороги. 20 декабря 1929 г. Сергей Николаевич был нанят в качестве консультанта по отделению Д в планово-экономический отдел Самаро-Златоустовской железной дороги с окладом в 325 руб. 13 декабря 1933 г. после продолжительного ареста был осуждён по ст. 58-7 УК РСФСР и направлен на исправительные работы в лагерь Амурской области сроком на 10 лет. За время нахождения в трудовом лагере, С.Н. Кульжинский вёл активную переписку с семьёй на протяжении 8 лет. Более 120 сохранившихся писем находятся в фонде ФГБУК ЦМЖТ РФ, они посвящены не только личным мыслям инженера, но и его деятельности во время заключения, условиям жизни в трудовом лагере, описание отдельных частей Амурской области.

26 декабря 1941 г. после 8 лет заключения инженер Сергей Николаевич Кульжинский умер. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 27 февраля 1960 г. приговор отменён с прекращением дела за отсутствием в его действиях состава преступления.

К слову, некоторые материалы о Кульжинском выставлены в ЦМЖТ на правом втором пролете лестницы. Откуда собственно и  удалось узнать о его трагической судьбе, хотя сами книги и встречались ранее.
Но лучше бы указанные письма оцифровали. 

Tags: железнодорожный транспорт, история, книги, экономика транспорта
Subscribe

  • Небольшое сравнение

    По состоянию на 8 мая 2021 г. Смотрел на досуге расписание поездов и бросилось в глаза то, о чём слышал, но не замечал, не акцентировал внимание.…

  • Добби снова на арене цирка

    Или как наговорить на 20 минут ( ССЫЛКА), не приведя ни одного стоящего аргумента. Зато есть голимый кликбейт. Отмечу некоторые моменты в потоке…

  • Как Добби сам себя разоблачил

    Есть такой коммунистический видеоагитатор по кличке Добби. В глубине своих познаний отнюдь замечен не был. Но не так давно он наглядно…

promo nkps september 27, 2016 18:08 2
Buy for 10 tokens
Недавно выяснилось, что замечательная страничка с архивными расписаниями, на которую я как-то давал ссылку под номером 2 по какой-то причине канула в лету. В виду того, что привычка скачивать и пересохранять - очень полезная штука имеется замечательная возможность перевыложить некоторые из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments