nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Category:

О трудностях в электроэнергетике

Можно узнать из журнала "Электричество" (передовая статья №6, 1946). Приведу некоторые цитаты.

"В то же время потери энергии в генераторах, сетях, трансформаторах и двигателях составляют около 30%. Таким образом, около одной трети энергии, вырабатываемой на электрических станциях, не доходит до потребителя.

Экономия меди достигнута дорогой ценой: потери мощности в сетях составляют не меньше 22,5%, а потери энергии — 19% от всей энергии, вырабатываемой на станциях. Учитывая, что для сетей потребителей цифры получены по данным лучших проектов (в действительности потери в этих сетях больше), следует признать, что не менее четверти установленной мощности работает на покрытие потерь в сетях (резерв в наших энергосистемах практически нередко отсутствует).

Особенно велики потери в машинах. При передаче энергии от вала генератора на вал электродвигателя суммарные потери составляют 32% всей выработанной на станции энергии, из них 19% — почти две трети — приходится на потери в генераторах, трансформаторах и двигателях... В то же время затрата меди в машинах и трансформаторах составляет всего 5 kg/kW из 54, т. е. около 10% от общего количества цветных металлов в системе.

Электрическая энергия сейчас является не менее дефицитной, чем медь. Она дорого стоит даже тогда, когда производство ее не требует топлива. В стоимость энергии входят затраты на электрические станции, подстанции и сети, и сооружать эти сложные и дорогие установки для того, чтобы одна треть их работала на покрытие потерь, недопустимо. В нашей стране топливная составляющая стоимости энергии равна 30—35%. Топливо стало одним из наиболее дефицитных продуктов и, по-видимому, будет им долгое время.

Трудность получения 220 kV оборудования и его высокая стоимость ставят серьезные препятствия к его распространению в масштабах, соответствующих большим пространствам и расстояниям передачи энергии в нашей стране. Поэтому в СССР имеет место передача энергии напряжением 110 kV на расстояния, не встречающиеся в практике других стран. На этом напряжении осуществляется параллельная работа электростанций, расположенных друг от друга на несколько сот километров.
В некоторых случаях потери достигают 50—70%. Резкая разница существует между стоимостями оборудования 110 kV и 35 kV, поэтому расстояния, на которых происходит передача энергии на напряжении 35 kV, нередко превосходят 60-km. Для многих наших городов напряжение 10 kV недостаточно высоко, а 35 kV слишком дорого. В особенности это справедливо для сетей с большим числом мелких трансформаторов (сельская электрификация)
".

Некоторые частные случаи особенно вопиющи.

"Очень велики потери энергии в городских распределительных сетях. В некоторых городах они достигают 30% (например, в Горьком)".

P.S. При чтении вспомнил недавно увиденный тезис об "умышленном ограничении развития энергетики в СССР с 1976 года". Типа до 1976 г. всё было тип-топ, а потом какие-то враги всё сломали. Кроме бросающейся в глаза конспирологичности данного суждения, нельзя не заметить тот факт, что проблемы образовались точно не с 1976 г. И уж точно плановая экономика не может планировать только производство без планирования потребления. А тех, кто перевыполняет планы потребления, т.е. превышает лимиты, приходится отключать хотя бы из соображений установления дисциплины. И поддержания частоты. Всё-таки не война, чтобы до 43 Гц опускаться.

P.P.S. Предположу, что про проблемы сталинской экономики можно было меньше писать (но как видим всё-таки можно). И складывается субъективное впечатление, что вот тогда деревья были зелёные все было хорошо, а пришли плохие либерманы и косыгины и всё испортили.
Tags: интернетовское, планирование, электрификация, энергетика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А поезда кто водить будет?

    "Машинист электропоезда 1-го класса депо «Солнцево» Сергей Полянцев подробно рассказал “Ъ” про обстоятельства своего…

  • Приятно послушать

    3:20 про благоустройство 4:20 про архитектуру, особенно про Белый Дом

  • Небольшое сравнение

    По состоянию на 8 мая 2021 г. Смотрел на досуге расписание поездов и бросилось в глаза то, о чём слышал, но не замечал, не акцентировал внимание.…

promo nkps сентябрь 27, 2016 18:08 2
Buy for 10 tokens
Недавно выяснилось, что замечательная страничка с архивными расписаниями, на которую я как-то давал ссылку под номером 2 по какой-то причине канула в лету. В виду того, что привычка скачивать и пересохранять - очень полезная штука имеется замечательная возможность перевыложить некоторые из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments