nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Categories:

Ушаков К. Подготовка военных сообщений России к мировой войне. (Часть 4)

Отрывок из книги Ушаков К. Подготовка военных сообщений России к мировой войне. Москва, Ленинград, 1928 (приложение №7, стр. 187-190).

Фразы, представляющие краеведческий интерес, выделены красным цветом. Резолюции НГШ - синим.


Приложение к докладу № 2753 О. В. С. от 26 XI. 1913 г.
Перечень требований военного ведомства по развитию и усилению железнодорожной сети со стратегической целью, в порядке постепенности их исполнения. Резолюция начальника Генерального штаба
1. Увеличение паровозного парка до 2000 паровозов. В настоящее время использовать существующую пропускную способность ж. д., а главное использовать ее в надлежащий срок, не представляется возможным как за недостатком паровозов вообще, так и в особенности за невозможностью получить необходимое количество паровозов в надлежащий срок на наиболее важных для нас железнодорожных линиях
Цифра 2 000 определилась при разработке задания для моб. расписания № 20, каковое понижено против возможного и необходимого за недостатком 2 000 паровозов.
Дальнейшее усиление паровозного парка должно итти параллельно с усилением пропускной способности сети, прокладкой 2-й колеи и постройкой новых дорог.
2. Оборудование товарного подвижного состава автоматическими тормозами.

Работы 1-й очереди.
Уложить 2-ю колею на участках:

1) Сызрань — Пенза — Ряжск С.-Вяз. ж. д. и Раненбург — Смоленск Ряз.-Ур. ж. д. Укладка 2-й колеи на этих участках признается необходимой и ген. кварт., но в последнюю очередь работ. О. в. с. остается при мнении, что работа должна быть произведена в первую очередь, так как по этой магистрали (на уч. Пенза — Сызрань — Самара) расположены части XVI и XXIV корпусов, около 100 эш., каковые при существующей пропускной способности могут быть подняты лишь в 9—10 дней.

2) Киев — Сарны — Ковель и Сарны — Ровно Ю.-Зап. ж. д. и Лунинец — Сарны Полесск. ж. д. Прокладка 2-й колеи на этих участках признается необходимой и ген.-кварт. в первую очередь, за исключением уч. Лунинец — Сарны, каковой относится к 4-й очереди.
О. в. с. на основании опыта наложения на график перевозок для моб. расп. № 20 убедился, что уч. Лунинец — Сарны задерживает быстроту подвозки частей, идущих по Полесским ж. д. в районы Ровно и Ковель.
3) Бирзула — Знаменка и Цветково — Вапнярка Ю.-Зап. ж. д. Усиление этих участков второю колеею признавалось необходимым О. в. с. в несколько более позднюю очередь, но вследствие сообщений ген.-кварт. о необходимости ускорения развертывания 3-й и 8-й армий, очередь этих работ повышена с 9-й на 3-ю.

Построить новую дорогу:
«Согласен»
4) Рязань — Тула — Сухиничи — Могилев — Бобруйск — Барановичи — Бельск — Варшава (в первую очередь только до Барановичей).
Создание этой магистрали необходимо для ускорения развертывания 4-й и 5-й армий. Ген.-кварт. выполнение этой работы относил на несколько более позднее время. Отдел в. с. считает необходимым постройку эту выдвинуть в первую очередь, чтобы части 4-й и 5-й армий прибыли в пункты высадки не позднее частей 3-й и 8-й армий.

Усилить пропускную способность участков ж. д. до возможного предела:
«При условии проведения от Рязани (на что есть ходатайство) получится сплошная линия от Волги».
5) Москва — Н.-Сокольники — Режица — Крейцбург. Предусматривавшееся О. в. с. и одобренное вами усиление этой линии только до Режицы распространено до Крейцбурга по указанию вашему в связи с требованием о постройке новой дороги Крейцбург — Олита.

6) Воронеж — Курск — Киев М.-К.-В. ж. д. Усиление пропускной способности этой линии на уч. Курск — Воронеж признается необходимым и ген.-кварт., но в последнюю очередь.
«Согласен».

«Да».
О. в. с. считает необходимым усиление ее поставить в указанную здесь очередь, так как эта линия питает магистрали Киев — Сарны — Ровно и Киев —Казатин, а также позволяет ускорить подвоз частей V корпуса, задерживаемых из-за слабой пропускной способности уч. Воронеж — Курск.

Уложить 2-ю колею на участках:

7) Лозовая — Полтава Южн. ж. д. и Полтава — Гребенки — Киев М.-К.-В. ж. д. Часть этих работ (2-й колеи уч. Полтава — Гребенки) ген.-кварт. поставлена в первую очередь, остальная не признается необходимою.
О. в. с. докладывает, что эта линия в связи с уч. Курск —Киев питает магистрали, отходящие к границе от Киева, мощность которых гораздо более названных линий (58 против 39).

Усилить пропускную способность участков ж. д. до возможного предела:

8) Грязи — Орел Ю.-Вост. и Казань — Рузаевка — Рязань М.-Каз. ж. д. (в случае постройки линии Арзамас — Казань необходимость усиления уч. Казань — Рязань отпадает).

Эти работы также указываются ген.-кварт., но в последней очереди. О. в. с. ставит их под № 8, так как
«Согласен».
слабая пропускная способность их служит причиной задержки подачи частей XVI корп. из Казани и Симбирска и частей XXIV корпуса и Донских казачьих дивизий с Ряз.-Ур. ж. д. «Согласен».
9. Двинск — Полоцк — Смоленск и Брянск — Орел Р.-Орл. ж. д. Необходимость этих работ ген.-кварт. не указывается.
О. в. с. полагает, что работы эти весьма необходимы, так как линии эти важны для быстрой переброски корпусов центральной Россия в Риго-Шавельский район и к сев.-зап. фронту.

Уложить 2-ю колею на участках:
«Согласен».
10) Ораны — Олита Сев.-Зап. ж. д. К Оранам можно подвозить 37—65 поездов, из Оран же к Олите только 18.

11) Ростов —Таганрог Екатерин, ж. д. и Беслан — М. Воды Владикавк. ж. д. По названным участкам должны пройти около 300 эшел. частей 3-й Кавк. и Сводн. Кавк. корпусов и Кавказских казачьих дивизий. При существующей пропускной способности пропустить такое число эшелонов возможно только в 9—10 дней.

Усилить пропускную способность участков:

12) М. Воды — Ростов Влад. ж. д., по соображениям, упомянутым в пункте 11.

Уложить 2-ю колею на участках:

13) Минск — Ново-Внлейск Ли6.-Ром. ж. д.
14) Мосты —Гродно Полесск. ж. д.
15) Вильно — Лунинец и Барановичи — Волковыск.
16) Xристиновка — Казатин.
17) Минск —Гомель.
«Согласен».
Укладка 2-й колеи на линиях, указанных в пп. 13—17, служащих дли некоторых корпусов магистралями, ускоряет время прибытия их в район сосредоточения (IV арм. кор. и часть XIII) и облегчает условия маневрирования. Работы эти признаются необходимыми и ген.-кварт., как рокадные линии, в 3-ю очередь.
18) Гатчина — Нарва для облегчения условий обороны строящейся кр. Ревель.

Работа 2-й очереди.

Создание новых магистралей:
«Согласен».
19) Гришино — Канев — Липовец — Гуменное — Винница— Ямполь. Создание этой магистрали на 45 пар улучшает условия развертывания 3-й и 8-й армий. Магистраль эта проектировалась и ген.-кварт., но в следующем виде: Харьков — Полтава — Гребенка — Черкассы — Цветково — Липовец и далее,  как показано выше. О. в. с. полагает, что создание магистрали от Гришино более выгодно, так как даст совершенно самостоятельную железнодорожную линию, тогда как проектируемая ген.-кварт. в большей своей части состоит из уже в полной мере использованных линий и только в конечной своей части представляет самостоятельную дорогу.
20) Крейцбург — Вилькомир — Кошедары — Олита. Эта линия в связи с усилением линии Москва — Режица — Крейцбург создает новую магистраль для ускорения развертывания в Риго-Шавельском районе.
21) Барановичи — Ковель или Пииск — Ковель. Постройка этой дороги позволит производить высадку в районах 4-й и 5-й армий значительно быстрее и более полным образом обеспечить железнодорожную связь 5-й армии с тылом.
22) Линево — Беловеж.
23) Бельск — Мазовецк.
24) Лида — Ораны. Работы по пп. 20—24 создают удобства развертывания армий на сев.-зап. фронте.
25) Бар — Солодковцы.
«Надо однако ускорить вывоз 31-й див. из Харькова и 2-й из Полтавы с их артиллерией, поэтому наряду с линией Гришино — Канев желательно усилить линию Харьков — Полтава и Гребенка — Цветково 2-й колеею».

Перешить на широкую колею:
«Да».
26) Березвечь — Свенцяны и соединить с участком Полесских ж. д. Полоцк — Молодечно.

Уложить 2-ю колею на участке:

27) Нарва — Ревель.
28) Псков —Валк —Тапс. Вторая колея на этих линиях необходима для улучшения условий обороны побережья Финского залива и для обеспечения вновь строящегося порта у Ревеля.

Работа 3-й очереди.

Усилить пропускную способность участков:

29) Псков — Бологое.
30) Дубно — Кременец.
31) Ртищево — Саратов.
32) Александров — Ярославль.

Перешить на широкую колею:
«Согласен».
33) Чудово — Старая Русса, «Валк-Штокмансгоф (если можно)» (приписано рукой Н-ка Генштаба).
Уложить вторую колею:

34) Вязьма — Протопопово.
35) Узловая — Ряжск С.-Вяз. ж. д.

Подл. подп. Н-к Отвосо Добрышин и Н-к V Отд. Раттель.
Tags: железнодорожный транспорт, история, книги
Subscribe

promo nkps september 27, 2016 18:08 2
Buy for 10 tokens
Недавно выяснилось, что замечательная страничка с архивными расписаниями, на которую я как-то давал ссылку под номером 2 по какой-то причине канула в лету. В виду того, что привычка скачивать и пересохранять - очень полезная штука имеется замечательная возможность перевыложить некоторые из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments