nkps (nkps) wrote,
nkps
nkps

Убыточность и методология (вскользь)

Не секрет, что пассажирский транспорт и в 1990-е, и в 2000-е гг. в РФ был убыточен. Данный факт можно увидеть, если, например, посмотреть тенденцию расходов по содержанию и эксплуатации транспорта, компенсируемых платой за проезд. Но хотелось бы обратить внимание на один момент методологического характера.

В настоящее время остро встала проблема отмены пригородного железнодорожного сообщения. На графике ниже представлена убыточность пригородных перевозок в разрезе регионов на полигоне Московской ж.д., рассчитанная исходя из четырех различных методик распределения доходов и одной методики определения расходов.Видно, что при неизменных в целом по дороге абсолютных величинах расходов, доходов, а также рентабельности, показатель рентабельности варьируется по регионам в широких пределах в зависимости от методики.



Трудно сказать, какая из четырех методик более точна. Пассажиропотоки через границы субъектов, различная населенность и составность поездов формируют такую пёструю картину. Разумеется, можно юридически утвердить какую-либо из них. Или пятую (пропорционально вагоно-километрам), или шестую и т.д. Но насколько это будет обоснованно, в отличие от среднеполигонной величины рентабельности/убыточности, которая имеет вполне конкретный смысл в случае, если дорога является юридическим лицом?
Интересный вопрос!

Стоит отметить, что пригородные перевозки в столичных регионах (а Москва и МО в действующей методике считаются вместе), согласно приведенным данным, не есть априори самые рентабельные. Ведь доля поездо-километров, тонно-километров брутто, приходящихся на пригородные перевозки в московском узле весьма высока.

Смотря на вышеприведенный график, можно поразится уровню убыточности перевозок, особенно с учетом, что это не самые худшие условия на сети дорог. Однако, никто массово не отменял поезда.

Пропагандисты любят пугать возвратом "лихих 90-х". Так вот возврат объемов пригородных перевозок и их доступности в плане тарифов хотя бы на уровень этих самых "лихих 90-х", уже есть несомненный плюс.
Tags: Тульская область, железнодорожный транспорт, история, пассажирские перевозки, размышлительное, экономика транспорта
Subscribe

promo nkps september 27, 2016 18:08 2
Buy for 10 tokens
Недавно выяснилось, что замечательная страничка с архивными расписаниями, на которую я как-то давал ссылку под номером 2 по какой-то причине канула в лету. В виду того, что привычка скачивать и пересохранять - очень полезная штука имеется замечательная возможность перевыложить некоторые из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments